Тибетское долголетие. Тибетские монахи могут разогреть тело как печь Как называется монах в тибете

Всё, что касается Тибета, загадочно и мистично само по себе – слишком изолирован от остального мира этот регион, слишком экзотические здесь природные условия, слишком устойчива эзотерическая репутация местных жителей. Загадочно и мистично и всё, что касается монашества – для большинства людей представляется непостижимым решение некоторых отказаться от радостей обычной жизни ради духовного очищения и совершенствования. А тибетские монахи это загадочно и мистично вдвойне…

Жизнь тибетских монахов: воздержание, медитация, единоборства?

Существует как минимум три представления о тибетских монахах, то есть о послушниках тибетских буддийских монастырей – тибетский буддизм представляет собой особое направление буддизма, характеризуемое, в частности, учением о передаче духовных знаний и власти через перерождения (ламаизм). Одно из них является сугубо западным и основано, прежде всего, на кинематографе. Согласно ему тибетские монахи и боевые искусства – неразлучные понятия. Монахи это крепкие бритоголовые мужчины, которые с утра до вечера только тем и занимаются, что либо тренируются, либо занимаются медитацией . Благодаря этому они обретают уникальные физические и паранормальные способности: все древние секреты тибетских монахов сводятся к умению крушить руками камни и деревья, левитировать, а также управлять внутренней энергией и убивать врагов одним-двумя прикосновениями.

Второе представление меньше подвержено стереотипам, но оно также является идеализированным. Это картина жизни в тибетских монастырях распространена среди западных интеллектуалов, ищущих некоей духовной мудрости и просветления в эзотерических учениях Востока. Для этих людей на определённом этапе жизни просто нет иной мечты, как стать тибетским монахом. Потому что тибетские монахи это люди, выбравшие путь полного отречения от всего земного. Каждый их день начинается с молитвы и оканчивается молитвой. В ходе дня они выполняют физическую работу, занимаются изучением буддийской премудрости и пребывают в состоянии медитации. Они молчаливы и сдержаны, никакие негативные эмоции и мысли их не беспокоят, они стремятся лишь к бесстрастию и достижению Нирваны. А самые совершенные из монахов этот отшельники, уходящие в горные пещеры или запирающиеся в крохотных хижинах и берущие на себя обет молчания.

И есть третий вариант, который открывается при непосредственном знакомстве с реальной жизнью в буддийских монастырях Тибета. С той самой жизнью, в которой характерная жёлтая или коричневая одежда тибетских монахов не только вызывает уважение у местных жителей, но и может стать причиной гонений со стороны китайских властей. Той жизнью, в которой легендарные восточные единоборства почти не практикуются среди буддийских монахов: одна часть монахов несёт физическое послушание и выполняет конкретную работу, другая часть сосредоточена на медитативных практиках и редко сдвигается с места. Той жизнью, в которой многие буддийские монастыри превратились в своего рода туристические центры для иностранцев, где для них демонстрируются красочные, но не имеющие отношения к реальности сцены и зрелища, и не происходит никаких сверхъестественных событий.

Медитация тибетских монахов не продлевает жизнь?

Одним из основных современных информационных трендов, связанных с тибетским буддизмом, является уверенность, будто местные монахи обладают некими уникальными и чудотворными теоретическими и практическими познаниями в области здоровья. Якобы существует некий рецепт долголетия тибетских монахов, который им позволяет жить как минимум 80 лет и при этом всю жизнь быть абсолютно здоровыми. При этом лечение тибетских монахов осуществляется исключительно нетрадиционными методами, не имеющими ничего общего с современной западной медициной. Правда, никто из европейских популяризаторов тибетской мудрости как-то не спешит применять эти традиционные средства на себе: так как в их число входят не только всевозможные компрессы и настои из лечебных трав, но и кровопускания с прижиганиями.

Помимо этого, большую популярность в Интернете снискала диета тибетских монахов – якобы специальная система питания, которая не только не содержит никаких вредных компонентов, но и способствует быстрому и эффективному похудению. Сложно сказать, для чего монахам высокогорных тибетских монастырей нужны рецепты для похудения. Однако за раскручивание «тибетских» диет активно взялись многочисленные женщины, озабоченные данной проблемой. Секретом этого рецепта называют не только состав меню (полный отказ от мяса, обилие растительной пищи), но и особый порядок питания – определённая очерёдность потребляемых продуктов, неторопливая и вдумчивая трапеза, активное потребление воды и тому подобное. Правда, при этом не объясняется, как неторопливость и вдумчивость трапезы сочетается с допустимостью «перекусов» во избежание самого возникновения чувства голода. Получается, что монахи весь день напролёт неторопливо и вдумчиво едят, борясь с голодом. Равно как и сложно объяснить, почему при всех сверхъестественных познаниях тибетских монахов в медицине и гастрономии они отнюдь не являются долгожителями, а средняя продолжительность жизни в Тибете не достигает и 70 лет.

Музыка тибетских монахов

Ещё одной стороной духовно-культурной жизни тибетских монахов, получившей в последнее время широкое освещение на Западе, является музыкально-литературная составляющая буддийских ритуалов. Тайны тибетских монахов, оказывается, кроются также и в их то ли зачитываемых, то ли пропеваемых молитвах-заклинаниях, мантрах. Мантры в исполнении тибетских монахов, согласно утверждению некоторых буддистов и приверженцев эзотерических учений, обладают магической силой. Эта сила поддерживается особой жизненной энергией, активизируемой во время чтения мантр.

Но одних только мантр как текста недостаточно – необходимо ещё и особое горловое пение тибетских монахов. Только лишь когда мантры произносятся особым горловым способом в сопровождении специальной музыки или без неё (горловое пение можно рассматривать как самостоятельный музыкальный инструмент), может быть достигнут необходимый эффект. Горловое пение буддийских монахов в монастырях Тибета действительно является оригинальным проявлением культурной жизни и активно изучается как профессиональными музыкантами, так и этнографами. Однако в моде на мантры настораживает утверждение, что книги тибетских монахов содержат мантры-заклинания, способные обеспечить человеку счастье, здоровье, богатство и даже то самое похудение. Вызывает большое сомнение, что настоящие тибетские монахи нуждаются в богатстве или тем более в снижении массы своего тела магическим способом.

Александр Бабицкий


Как вы считаете, по силам ли человеку провести зиму в заваленной снегом пещере на высоте 3-4 километров, без огня, в легкой одежде или вовсе без нее (!), и при этом не замерзнуть?! Любой врач категорически ответит, что нет. А вместе с тем, каждый год десятки тибетских лам-отшельников выдерживают это испытание без малейшего ущерба для здоровья. Их необыкновенная "морозоустойчивость" приписывается умению концентрировать "тумо". Этим термином обозначают в Тибете жар, тепло, но не просто тепло, исходящее, к примеру, от раскаленной жаровни, а специфическую энергию, выделяемую организмом исключительно вследствие длительных медитативных тренировок.

Очень немногие ламы знакомы со всеми категориями тумо. Однако его феноменальное действие, сохраняющее человеку жизнь в условиях жестоких морозов и снежных бурь высокогорных пустынь известно всем тибетцам. Старые ламы, обучающие искусству тумо, хранят свои методы в глубокой тайне, утверждая, что сведения, приобретаемые понаслышке, совершенно бесполезны. Для успешной практики тумо необходимы личные наставления учителя.

На фотографии Вы видите как изучают феномен Туммо (сознательное повышение температуры тела или Йогу Тепла) на одном из тибетских монахов - создаётся низкая температура в помещении и при помощи различных датчиков считывается информация о состоянии человека, входящего в состояние медитации Туммо.

В монастыре на севере Индии легко одетые тибетские монахи тихо сидели в комнате, где температура была всего 4.5 градуса по шкале Цельсия. Применяя йоговскую технику, известную как Туммо, они вошли в состояние глубокой медитации. Другие монахи погружают простыни метр на два в холодную воду (9.5 градусов) и кладут их на плечи медитирующих. У нетренированных людей такие холодные обертывания вызвали бы неконтролируемую дрожь.
Если температура тела в этих условиях падает, наступает смерть. Но вскоре над простынями начал подниматься пар. Как результат телесного тепла, продуцируемого монахами во время медитации, простыни высохли примерно за час.
Присутствующие монахи сняли простыни, потом повторно накрыли медитирующих холодными влажными простынями. Каждый монах должен высушить три простыни за несколько часов.
Каким образом они это сделали? Герберт Бенсон, который изучает Туммо уже 20 лет, отвечает: "Буддисты чувствуют, что реальность, в которой мы живем, не является главной. Имеется другая реальность, в которую мы можем постучаться, и которая не затрагивается нашими эмоциями, нашим повседневным миром. Буддисты верят, что это состояние сознания может быть достигнуто добрыми деяниями для других и медитацией. Жар, который они генерируют во время этого процесса, есть просто побочный продукт медитации Туммо."

Положительных результатов могут добиться лишь ученики, уже имеющие специальную подготовку в различных дыхательных упражнениях, способность к невероятной, доходящей до глубокого транса, концентрации мысли. Наконец, нужно получить специальное разрешение от ламы, обладающего особым статусом. Посвящению всегда предшествует длительный испытательный период, который, среди прочего, дает учителю возможность проверить, обладает ли кандидат достаточно крепким здоровьем.

Поупражнявшись в течение месяца-двух под пристальным руководством гуру, послушник отправляется в отдаленное и совершенно безлюдное место в горах, на высоте не менее 4 километров. Ламы утверждают, что нельзя тренироваться по методу тумо где-нибудь в селении или рядом, потому что загрязненный дымом и различными наземными запахами воздух противодействует усилиям ученикам может серьезно навредить его здоровью.

Монах-ученик, расположившись в подходящем месте, уже не может ни с кем видеться. Только гуру иногда приходит проверить, не умер ли послушник в экстремальной ситуации.

Кандидат должен тренироваться каждый день до рассвета. С восходом солнца его ожидает новый комплекс упражнений. Еще задолго до рассвета монах выходит из своей пещеры или шалаша. Как бы ни было холодно, он совершенно гол или одет в легкую рубашку. Каждый, кто посвятил себя тумо, навсегда отказывается от шерстяной одежды и никогда не приближается к огню.

Начинающим разрешается сидеть ночью на соломенной циновке. Продвинувшиеся в учении сидят на голой земле, а достигшие высшей стадии обучения - на снегу, на льду, либо в ручье с ледяной водой. Упражнения выполняются только натощак, при полном запрете питья воды. Разрешены также всего две позы - "лотоса" или когда ступни упираются в землю, а колени - в подбородок.

Начинается тренировка с дыхательных упражнений: вместе с выдыхаемым воздухом монах изгоняет из себя алчность, гордыню, гнев, зависть, лень. При вдохе "втягиваются" дух Будды, пять мудростей - все благородное и высокое, что существует в мире.

В ходе следующих за этим десяти этапов упражнений необходимо полностью сосредоточиться на видении огня и связанном с ним ощущении тепла, полностью избавившись от других ощущений и мыслеобразов.

Период обучения тумо заканчивается подобием экзамена. Зимней лунной ночью уверенные в своем умении ученики отправляются с гуру на берег стремительного горного потока. Если воды уже скованы льдом, то вырубается прорубь. Выбирается ночь, когда дует холодный резкий ветер и трещит мороз - такие ночи в Тибете не редкость.

Кандидаты тумо совершенно голыми усаживаются, скрестив ноги, на землю. В ледяную воду окунают простыни и закутывают в них учеников - они должны высушить их собственным телом. Как только простыня высыхает, ее снова окунают в воду и набрасывают на послушника. И так - до восхода солнца. Побеждает тот монах, который своим телом высушит больше простыней. Есть посвященные, которые высушивали на себе до 40 простыней за ночь!

Помимо этого экзамена, существуют еще много способов проверки степени владения тумо.

Например, испытание снегом.Ученик садится в сугроб. Количество растаявшего на нем снега и величина радиуса таяния служат показателем интенсивности излучаемого им тепла.

В начале обучения ощущение и выделение тепла бывает только во время тренировок; как только концентрация мысли и дыхательная гимнастика прекращаются, холод дает о себе знать и может даже убить человека. Однако у тех лам, которые систематически занимались тренировкой тумо долгие годы, генерация тепла при понижении температуры становится естественной функцией, срабатывающей автоматически.

Истинный лама-тумо - человек, всегда одетый в платье из легкой х/б ткани либо в особую белую юбку - отличительный знак посвященного в тайны тумо.

Им в "противовес" существуют анахореты, суперспециалисты в области тумо. Они превосходят обычных лам-тумо, ибо отказываются даже от легкого платья и живут отшельниками высоко в горах в заснеженных ледяных пещерах - совершенно голые, по нескольку лет, а некоторые и до самой смерти, питаясь редкими приношениями учеников, не ведая ни огня, ни охапки соломы на своем промерзшем каменном ложе. Это отнюдь не миф, это реальные люди, причем не столько уж малочисленные - их видели многие европейцы.

И ещё. Медики в полном недоумении разводят руками... 65-летний монах, Сахадж Махарадж не принимал пищу ровно год. Каждый день он обходился лишь несколькими стаканами теплой воды. Невероятно, но никакого блефа в этой истории нет, чему лучшие свидетели - врачи, наблюдающие все это время за монахом. “Когда мысли направлены в правильное русло, человек не чувствует ни голода, ни жажды, ни жары, ни холода”,- объясняет Сахадж Махарадж свой феномен». И далее в статье: «В горных монастырях в Гималаях подтверждением монашеской зрелости является такое испытание. На пронизывающем ветру в 20-градусный мороз монах в одной набедренной повязке должен высушить теплом своего тела несколько мокрых простыней. И что вы думаете - высушивает. Знаменитый американский медиум Артур Форд в своей книге «Жизнь после смерти...» пишет следующее: «В земной жизни известны такие случаи (например, знаменитая немецкая женщина-мистик Тереза Нойманн или известная своей святой жизнью индийская женщина, которую звали Иогананда), когда люди могли усваивать излучения вместо нашей обычной пищи. В течение многих лет они обходились без земной пищи».
Ярким примером человека, в полной мере черпающего энергию из окружающей среды, был Порфирий Корнеевич Иванов. Он ходил в шортах и босиком в любое время года, ежедневно по несколько раз в день обливался холодной водой, в том числе и на морозе, в последние годы питался один раз в неделю изюмом. В годы войны немцы возили его, раздетого, в лютые морозы на мотоцикле по Киеву, обливали холодной водой, закапывали в снег и даже сажали в колодец. А он выжил, потому что умел использовать прану.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Монахи Тибета и их способности давно являются предметом обсуждения. О них слагают байки и легенды. Кто-то мечтает им подражать и так же, как они, жить в отдалении от мирской суеты, а кто-то называет чудаками. Одни восхищаются их возможностями, другие скептически закатывают глаза.

В этой статье мы постараемся развеять ваши сомнения и помочь вам подобраться к правде. Предлагаем включить воображение и прожить день тибетского ламы, чтобы узнать секреты недюжинных талантов этих удивительных людей.

Один день из жизни монаха

Жизнь монаха плавно перетекает из одного дня в другой. Время идет размеренно, ровно, спокойно. Почти всегда монах находится наедине со своими мыслями, в уединении – если не физическом, то духовном уж наверняка.

Караван, поставляющий продовольствие – это все, что связывает его с внешним миром. Даже с другими монахами он общается редко, а когда такое случается, то лама обычно немногословен.

В 6 утра в горах наступает день. Монахи приветствуют его, поднимаясь на горную вершину, где проводится групповая утренняя гимнастика. Они знают, как важно поддерживать в гармонии физическое тело и душу: чтение мантр сменяется обливанием ледяной водой и упражнениями, направленными на повышение выносливости.

Горный воздух в сочетании с солнечными ваннами, по крайней мере по четверти часа в день, способны подарить хорошее психофизическое состояние, зарядить энергией солнца, слиться с природой.

Медитации уносят в духовный мир, дают абстрагироваться от суетности человеческой жизни, поэтому ламы практикуют в течение всего дня. В перерывах они занимаются обычными делами, которые нужно выполнять для функционирования монастыря: занимаются возделыванием земли, готовят, убирают, стирают.

Послушники монастырей с особым вниманием относятся к своему питанию. Размер порции и ее калорийность рассчитываются индивидуально, они зависят от роста, веса, физической активности.

Главный секрет – не переедать, потому что это неизбежно ведет к лишнему весу, проблемам сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

При этом еда должна насыщать, быть богатой витаминами, чтобы энергии и полезных элементов хватало на весь день. Ламы питаются простой пищей, многие из них преимущественно вегетарианцы, хотя употребление яиц и молочных продуктов не возбраняется.


Прием пищи в монастыре не превращается в трапезу с сопутствующими светскими беседами. Даже едят здесь молча, медленно, тщательно.

Жизнь в храме насквозь пронизана вибрациями и мерным шепотом, в которые складываются мантры. Это своеобразная музыка тибетского пространства.

Кстати, о музыке. Особый, даже сакральный ее вид, известный человечеству, принадлежит монахам – это горловое пение. Оно не нуждается в сопровождении музыкальными инструментами, это одна из сторон культуры тибетцев и способ выражения философского канона.

Многие удивляются невозмутимости, отрешенности и спокойствию тибетских лам, их здоровью, долголетию. Залог этого – в их непреложных правилах:

  • уединение;
  • покой;
  • молитвы;
  • сосредоточение;
  • физическая активность;
  • медитации;
  • правильное питание;
  • закаливание;
  • светлые мысли;
  • единение с природой.


Сверхспособности или выдумки?

Мы нередко слышим истории, в которых люди восторженно рассказывают, например, о левитации и летающих монахах, а противовес им– опровергающие рассказы. Для обывателей эти знания мистичны и прикрыты завесой тайны, в то время как ученые из разных стран изучают способности, проводят исследования, делают измерения физических показателей.

Ламы своими действиями подтверждают, что регулярные медитации и йогические практики способны дать многое. Одна способность проявляется у тибетских практиков так часто, что ей даже дали название – «туммо».


Они научились повышать температуру своего тела, чтобы выдерживать долгое время, иногда даже целые месяцы, в холоде на высоте в три-четыре тысячи метров в легкой одежде.

В 80-е годы доктор медицинских наук из Гарвардского университета установил, что некоторые представители способны увеличивать температуру конечностей на восемь градусов – а это прямо противоположно обычной реакции организма на холод. Несколько лет спустя ученым из этой же альма-матер удалось зафиксировать на видео, как монах своим телом высушивает мокрое холодное белье.

Как говориться, шах и мат скептикам, которые не верят в правдивость настоящих экзаменов тибетцев, когда ученик всю ночь должен просидеть на снегу или льду лишь в мокрой одежде, которую до рассвета беспрестанно опускают в лунку каждый раз, как только она высохнет.

Также исследователи доказали, что ламы научились замедлять обмен веществ организма – это помогает медленнее тратить энергию, как происходит, скажем, во время сна. Сравните: метаболизм обычного человека при засыпании автоматически сокращается на 15%, в то время как среди медитирующих монахов этот показатель достигает 64%.

Еще одно ошеломляющее умение именуется как «лун-гом». Проявляется оно в развитии невероятной скорости при ходьбе по снегу с помощью медитаций, уменьшающих массу тела.

Ученые утверждают, что ими была зафиксирована рекордная скорость – 57 километров в час. При этом «бегуны» могут преодолеть не одну сотню километров без отдыха и еды.

Чудеса нетленности

В истории буддизма бывают уникальные случаи, которые со временем не кажутся уже такими беспрецедентными. Один из них – феномен Итигэлова. Своими глазами убедиться в правдивости этой истории может каждый из нас, отправившись в Иволгинский дацан, который находится в тридцати километрах от столицы Бурятии.


В ХХ веке был известен хамбо-лама Даши-Джордж Итигэлов. В 1927 году, в возрасте 75 лет, Учитель погрузился в медитацию, оставив своим последователям наставление эксгумировать его через три десятка лет.

Все сделали, как подобает, но результаты были шокирующими. Из бочки извлекли тело будто спящего человека, не изменившееся, не деформировавшееся. Более того, наблюдатели твердят, что иногда температура Учителя изменяется, а на кожных покровах проступает пот.

Факты налицо, результаты зафиксированы, монахи своим примером доказывают, что возможности человека безграничны. Доверять или проверять — выбирать вам.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть чудеса не покидают вас. Рекомендуйте наши статьи в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Как живут тибетские монахи

Тибет. При одном только упоминании о нем, возникает ощущение некоей практически осязаемой таинственности. С незапамятных времен на Тибет стекались светлейшие умы, мистики, авантюристы, а также простые смертные. Всех их объединяло лишь одно: жажда ответов на непроизносимые вопросы.

Буддизм совершенно обоснованно считается наиболее мирной религией. Это мнение подтверждает многовековая история. «Просветленные» никогда никого не принуждали примкнуть, не пытались повсеместно насаждать свои постулаты, ни о каком игни эт ферро не могло быть и речи. Но, несмотря на полное отсутствие насилия, Буддизму удалось повсеместно приобрести неисчислимое количество последователей.

День из жизни тибетского монаха

Попытаемся, приоткрыв завесу тайны, взглянуть на совершенно обособленный мирок под названием тибетский монастырь. Образ монашеской жизни достаточно замкнут. Жаждущие просветления весьма немногословны, но поистине терпеливы. Мир, погрязший в суете не достоин внимания, истинный смысл в стараниях и умении ждать. Стремящийся получить все и сразу слишком отвлечен погоней за мнимым, такому человеку не дано обладать высшим знанием. Тайны Тибета подвластны лишь пришедшему с истинными духовными устремлениями, тому, для кого совершенствование является первостепенной самоцелью.
Итак, обитель существует изолированно от внешнего мира. Единственное связующее звено - это караван с продовольствием. Однако большинство продуктов питания выращивается и производится самими ламами. Более предпочтительным считается ручной труд, исключающий использование даже такого инвентаря, как соха или плуг.
Тибетские ламы практикуют вегетарианство, но позволительно употреблять в пищу молоко и яйца. В виду скудного ассортимента продуктов, поступающих на стол, логична приверженность к раздельному питанию. Застольный монашеский этикет исключает торопливое поглощение пищи на фоне оживленной беседы. Ламы едят, молча, не спеша и весьма сосредоточенно. Что же касается порции, то она должна быть достаточной, чтобы всего лишь насытить и поддержать жизненные силы для работы и молитвы.
День каждого из монахов начинается молитвой и ею же завершается. В перерывах же между оными протекают медитации, а также вершатся более суетные дела, способствующие порядку на территории монастыря и тому подобному.


Отшельничество

Существует особый тип тибетских монахов - отшельники. Одни из них просто удаляются в пещеры, не давая обета молчания. Их посещают все желающие, караваны намеренно прокладывают маршрут, пересекающийся с местом обитания монаха-отшельника. Такая встреча сулит не только безопасность во время странствия, но и мудрые наставления, ибо монах не бросает слов на ветер. Вторая категория отшельников подвергает свое физическое тело страшнейшим испытаниям во имя скорейшего просветления. С их же позволения лам замуровывают в пещерах или хижинах, оставляя лишь небольшое отверстие для еженедельной передачи пищи.
Лишенные света и обреченные на вечное молчание. Страдающие от лютого холода и неутолимого голода, монахи-отшельники безропотно следуют по пути просветления. Известно, что такие условия, кроме прочего, часто провоцируют приступы кислородного голодания, повергающие в состояние транса. Таким образом, лама добивается ощущения духовной свободы, во имя которой он прибег некогда к заточению. Когда душа отшельника является в монастырь сообщить о смерти своей физической оболочки, монахи проникают в пещеру, извлекают из нее тело. Немного погодя расчлененное отшельничье тело оставляют на съеденье грифам. Сия традиция связана с каменистостью тибетской местности, исключающей возможность захоронения. Дрова же слишком ценны, чтобы переводить их на отжившую материальную форму, лишенную содержания.
Тибет поистине величав и по-прежнему не теряет своей чарующей привлекательности. Он изобилует сакральными знаниями, которые весьма неохотно раскрывает лишь тем, кто чист намерением и искренен в поиске.

История тибетского учения, или как его ещё называют - «ламаизма», начинается далеко в 6-7 веке н.э. Однако, несмотря на столь внушительный временной промежуток, оно не разгадано до конца и по сей день. Частично причиной этому служит приверженность учеников к молчанию. Но об этом чуть позже. Нам же, как непосвящённым в суть мировоззрения, дано лишь приоткрыть сию завесу.

Тибетская философия жизни

Имея много общего с классическим буддизмом, тибетское учение ориентировано на освобождение от земных страданий. Чтобы суметь дойти до конца, вступившему на столь нелёгкий путь, надлежит понять устройство мироздания. И здесь есть два варианта:

  1. «Путь малых возможностей» - спасение себя;
  2. «Путь больших возможностей» - ответственность за спасение других.

Какой бы из них ни предпочёл ученик, завершить восхождение к вершинам самосовершенствования, можно лишь практикуя философские догматы в дне сегодняшнем.

Физическая и повседневная жизнь

Проживание вдали от суетного мира даёт ламаистам невероятно трезвый ум и светлое сознание. Один день плавно перетекает в другой и зиждется на следующих принципах:

  • Правильное сочетание часов бодрствования и сна. Лишь вставая с первыми лучами солнца можно зарядиться энергией. Дневной сон монахи не приветствуют, поскольку он ухудшает физическое состояние и снижает работоспособность;
  • Утренняя групповая зарядка на склоне горной вершины с обливанием холодной водой в завершение. Это не только выработка дисциплины, но и укрепление здоровья, и обновление потока мыслей;
  • Молчание. Одной из причин отсутствия знаний об учении является приверженность тибетцев к молчанию. Сей принцип позволяет им избежать негативного влияния на свою ауру и поддерживать гармонию тела и души;
  • Говорить следует, взвешивая каждое слово. Оно, как и дело является отображением внутреннего несовершенства. Нужно уметь сдерживать бранные слова. И уметь вести исключительно разумные беседы;
  • Питание. Подбирается исходя из индивидуальных потребностей организма. Переедание в учении Тибета просто недопустимо, да и невозможно;
  • Монашеская одежда должна соответствовать погодным условиям. Переохлажденное или перегретое тело может стать причиной дисбаланса физического, и как следствие духовного состояния;
  • Недопустимы для последователей тибетского учения – драки, воровство и сексуальные извращения.

Духовная жизнь

Многие, познавшие бытовое благополучие сходятся в том, что счастье зиждется на несколько иных «трёх китах». Согласно тибетскому учению, следует выстроить гармоничную взаимосвязь между функционированием тела и души. Помочь в этом могут следующие наставления:

  1. Живя сегодняшним днём, научись вести спокойный и размеренный образ жизни, сконцентрированный только на самом главном;
  2. Принимай настоящее. Постоянно требовать от себя и своего окружения чего-то лучшего, означает – пребывать в постоянном разочаровании. Мироздание нейтрально, у него свой ход времени и то, как мы его воспринимаем – это сугубо наше развитие;
  3. Анализируй происходящее. Благодари за хорошие события, ниспосланные свыше и своевременно извлекай уроки из отрицательных;
  4. Пойми, что физическая болезнь – это следствие духовного недуга;
  5. Стремись самостоятельно совершенствовать свой характер. Как вода точит камень, следует учить себя позитивному образу мышления: быть терпеливым, справедливым и мудрым в общении с другими и с самим с собой;
  6. Развивай себя в творческом плане, поскольку приближенность к искусству позволяет активизировать скрытые способности и куда глубже понять суть мироздания;
  7. Дай голос интуиции. Искать на стороне ответы на все свои вопросы – не самый успешный подход. В большинстве случаев ответ находится внутри нас;
  8. На пути к поддержанию баланса регулярно занимайся медитацией. И лучше всего делать это в тишине с первыми лучами солнца.

Как медитируют тибетские монахи

Техническое оборудование XXI в. позволило профессору нью-йоркского университета Зорану Йосиповичу провести исследования работы мозга во время медитации. Эти эксперименты показали, что состояние гармонии было достигнуто в момент активизации внешней и внутренней сети. Внешняя отвечает за связь с миром, а внутренняя – с самим собой.

До исследования профессора считалось, что занимаясь повседневными делами, человек использует внешнюю сеть. Внутренняя – работает в состоянии покоя. И что мозг способен лишь к попеременной их работе.


Однако, стало понятно, что «единение с миром» постигается только активизацией обеих систем. Владение этим навыком требует приложения недюжих усилий и достаточно продолжительного времени.

Первое, чему нужно обучиться тибетскому ученику – расслабляться. Лучшим показателем освоения практики является умение падать без последствий.

Следующий шаг – погружение в медитацию. Важно принять правильную позу и освободить сознание от мыслей.

Медитация – состояние при полном расслаблении, при котором энергия как бы стоит на месте и не стремится ни в будущее, ни в прошлое. Она окутывает и наполняет силой. Тело и ум как будто погружаются в тепло. И оно настолько переполняет человека, что переходит в состояние благодарности всему и всем, здесь и сейчас. Медитация бывает:

  1. Однонаправленная – концентрация на чём-то одном. К примеру, по первости монахи медитируют на маленькую жёлтую фигурку Будды и выделяют на это пару лет для полного освоения навыка. Будду визуализируют тяжёлым, для более стойкого удержания предметом;
  2. Аналитическая – повышение уровня осознанности и принятия момента здесь и сейчас.

Тренировки обычно проходят в тишине горных вершин, с заранее подготовленными запасами еды.

Как питаются монахи

Несмотря на мировой тренд последнего времени вести ЗОЖ (Здоровый образ жизни) и придерживаться ПП (Правильного питания) – тибетская философия отталкивается от несколько иных принципов:

  • Количество пищи должно составлять ровно столько, сколько необходимо для полноценной работы организма, но не больше. Нельзя допускать дискомфорта в желудке;
  • Питание на основе белков и углеродов следует разделять. Плюс к этому – по причине того, что белки перерабатываются несколько более продолжительное время, следует распределять еду в течение дня, согласно этим характеристикам;
  • Исключить кофе. Причина того проста – негативное воздействие на нервную систему;
  • Тщательно пережёвывать пищу. Это позволяет быстрее и на более продолжительный срок насыщать желудок. А также избавить организм от возможных перееданий;
  • Следующим шагом является приучение к потреблению только одного вида пищи за один раз. К примеру, если на завтрак хлеб, то и есть следует только хлеб;
  • Вегетарианство. Среди монахов Тибета нет мясоедов. Они едят яйца, масло, сыр – все, что животные дают добровольно. Отдельное внимание отводится яйцам – во время физических нагрузок тибетцы подкрепляются белками, а умственных – желтками.

Но вся эта система рушится, если посмотреть правде в глаза. Питание монахов ужасно, лишь по той простой причине, что Тибет не является землёй обетованной, и там просто не растут все необходимые для качественного питания овощи и фрукты. То, что их меню состоит из 1-2 блюд в день, в которое входит всего 1-2 ингредиента просто не может полноценно насытить организм. И надо отдать должное - воздуху и образу жизни, благодаря которым, тибетские монахи умудряются дотянуть до 40 лет.

Продолжительность жизни

Мало кто знает о превратностях судьбы в становлении мировоззрения. Но слово « » - это первое, что приходит на ум, когда слышишь «Тибет». Ламам приписывают жизнь до 100 и более лет. Иначе и быть не может, ведь они владеют тайнами . Только стоит учесть, что сколько уникальной бы она не была, ко всемогущим её всё-таки не отнести.

Наиболее известна таблица продолжительности жизни тибетских далай-лам, которая ярче других показывает, что в среднем они живут 43-45 лет. К самым долгожителям можно отнести лишь I Далай-ламу, что прожил в 14 в. до возраста 83 лет и умер от старости и XIV, который живёт до сих пор. И вот он-то возможно и доживёт до 100 лет, поскольку в силу политической неразберихи с Китаем, Далай-лама на данный момент проживает на территории Индии.

Что же касается простых жителей Тибета, то по официальным данным их средняя продолжительность жизни составляет 60-65 лет. Однако всего 100 лет назад этот показатель был ещё ниже и составлял < 40.

Сверхспособности или выдумки?

Вопрос левитации тибетских практиков, пожалуй, мы всё-таки оставим на Ваше усмотрение. Поскольку нет никаких доказательств, подтверждающих существование данного явления. Впрочем - как нет и стопроцентного опровержения.

Лучше вспомним те сверхспособности, которые удалось зафиксировать научным исследователям:

  1. Туммо. Повешение температуры собственного тела. Навык более, чем необходимый, поскольку живя на высоте и в холоде ламаисты одеваются в достаточно лёгкую одежду. Есть даже такой экзамен, когда ученик должен сидя на снегу в ночь до наступления рассвета, высушивать на себе одежду каждый раз, когда её сухую вновь и вновь опускают в лунку;
  2. Практика замедления обмена веществ. Навык, который помогает сравнительно медленнее тратить энергию;
  3. Лунг-гом. Смысл чуда заключается в ходьбе по снегу с невероятной скоростью. Развить такую сверхспособность позволяют медитации на уменьшение массы тела. Бегуны, освоившие навык, способны преодолеть далеко не одну сотню километров без отдыха и еды;
  4. Также стоит вспомнить про владение чудом нетленности. Все мы слышали о феномене Итигэлова – лама, который в 1927 г. на 75 г. жизни погрузился в медитацию с наставлением своим последователям – эксгумировать его через 3 десятка лет. В итоге из бочки достали как будто спящего человека, без каких бы то ни было внешних изменений. Его хранители утверждают, что иногда на теле учителя выступает пот.

Правда и у этих чудес есть свои опровержения. Поэтому верить или нет – исключительно Ваш выбор.

Напоследок

Как написано ранее, одним из принципов жизнедеятельности ламаистов является принятие реальности, а не подмена желаемого на действительное. Следуя этому правилу, стоит заметить, что далеко не каждому дано закончить обучение тибетскому буддизму. Ибо путь долог и тяжёл. Но – если все жители планеты позаимствуют, хотя бы крупицу крупиц из этого учения, наш мир станет в разы лучше.

Статьи по теме