Физические упражнение для умственно отсталых детей. Методика адаптивной физической культуры для детей сумственной отсталостью. затем между ног)

По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации, из 600 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью. В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохранения принята Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), рассматривающая различные проявления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость». Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспортному). В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и показатели IQ:

    психическая норма: IQ 70-100;

    легкая умственная отсталость: IQ 50-69;

    умеренная умственная отсталость: IQ 35-49;

    тяжелая умственная отсталость: IQ 20-34;

    глубокая умственная отсталость: IQ 19 и ниже.

Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах.

Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды с детства.

Несмотря на то, что умственная отсталость - явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.

Приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид физкультурной деятельности. К ним относятся методы:

    формирования знаний;

    обучения двигательным действиям;

    развития физических способностей;

    воспитания личности;

    организации взаимодействия педагога и занимающихся;

    регулирования психического состояния детей.

Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:

    создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;

    стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;

    максимально активизировать познавательную деятельность;

    ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;

5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;

6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.

Методика реабилитации психомоторных нарушении

У умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК

г.в.гуровец, д.с.гуровец

Московский педагогический государственный университет им. В.ИЛенина Вспомогательная школа №804, Москва

Рассматриваются особенности психомоторного развития умственно отсталых школьников и предлагается методика корригирующих занятий.

ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО развития у детей со сложной струк­турой дефекта рассматривается как в медицинской, так и психолого-пе­дагогической литературе.

Известно, что причиной поражения нерв­ной системы являются различные вреднос­ти, влияющие в пренатальном, натальном и постнатальном периоде . Нерв­ная система, как наиболее высокодиффе­ренцированная и очень чувствительная, лег­ко страдает от внешних и внутренних воз­действий и в этом случае не получает доста­точного развития, что сказывается в задерж­ке моторных (умение держать головку, си­деть, ползать, стоять, ходить) и психических (улыбка, контакт, интерес к игрушкам, диф­ференциация окружающих) функций. Кли­нические проявления и степень выраженно­сти моторных нарушений варьируют от зна­чительных, при которых наблюдаются паретические (спастические, атонические, ги­перкинетические) симптомы и диагностиру­ется энцефалопатия или детский церебраль­ный паралич (ДЦП), до маловыраженных от­клонений, определяемых как минимальная мозговая дисфункция (ММД). Задержка мо­торного развития с раннего детского возрас­та приводит к дефициту сенсомоторного опыта, ограничивая познание окружающего мира. Сенсорные функции (слух, зрение, ощущение) развиваются в тесном взаимо­действии с двигательными навыками, фор­мируя целостную интегративную систему, лежащую в основе речи и интеллектуальной деятельности. Поражение нервной системы на ранних этапах жизнедеятельности ребен­ка приводит к различной степени выраженности психических расстройств - от явле­ний энцефалостении (повышенной утомляе­мости и истощаемости клеток коры головно­го мозга) до задержки психического разви­тия или умственной отсталости.

Учитывая, что остаточные явления мотор­ных нарушений могут быть обнаружены в разные возрастные сроки, могут иметь раз­личную степень выраженности и сочетаться с интеллектуальными расстройствами, мы по­ставили перед собой задачу изучить особен­ности психомоторного развития детей, обуча­ющихся в специальной (коррекционной) шко­ле для детей с отклонениями в умственном развитии, и разработать методику занятий на уроках лечебной физкультуры (ЛФК).

С этой целью мы изучили медицинские карты учащихся, в которых указывались сро­ки моторного развития, беседовали с родите­лями. На занятиях ЛФК обращали внимание на состояние общей и мелкой моторики, ко­ординацию движений, пространственное восприятие, степень понимания и выполне­ния инструкций.


В специальную (коррекционную) школу приходят дети с диагнозом "олигофрения" в возрасте 7 - 8 лет. Часть наших учеников по­сещали массовый детский сад, а затем массо­вую школу. Моторные нарушения, отмечав­шиеся у этих детей в раннем детском возрас­те, позже в известной мере компенсирова­лись, однако несформированность мелкой моторики сохранялась. Эти трудности в со­четании с интеллектуальной недостаточнос­тью стали наиболее заметны при школьном обучении, что дало основание ставить соот­ветствующий диагноз и переводить ребенка в специальную школу. Другая часть детей пришла в специаль­ную школу из детского сада для детей с от­клонениями в умственном развитии. У этих детей моторная недостаточность была более выражена и проявлялась в несформирован-ности как общей, так и мелкой моторики: в течение длительного времени дети не могли научиться самостоятельно есть, одеваться, ходить по лестнице, играть с игрушками, правильно держать карандаш, рисовать. У всех детей отмечались нарушения речевой деятельности: фонетико-фонематические и лексико-грамматические расстройства, ко­торые, несмотря на длительные логопедиче­ские занятия, не компенсировались. Уро­вень интеллектуального развития был сни­жен, что давало основание направить этих детей в специальную школу непосредствен­но из детского сада.

У детей с отставанием в умственном разви­тии, поступивших в школу, мы отметили та­кие моторные нарушения, как спастичность, расстройства координации, неловкость, за­медленность реакций. Сенсорные нарушения характеризовались недостаточным понима­нием инструкций, нарушением ориентиров­ки в пространстве. Наряду с недостаточно сформированной общей моторикой отмеча­лись отклонения в организации мелкой мото­рики, обеспечивающей тонкие, дифференци­рованные движения при выполнении трудо­вых процессов, при лепке, конструировании, письме и других двигательных актах. Мелкая моторика, обусловленная развитием сенсор­ных и моторных отделов кортикальных структур, формируется и совершенствуется в процессе трудовой деятельности. У умствен­но отсталых детей страдает возможность вы­рабатывать и закреплять эти движения, де­лать их автоматизированными. На это требу­ется долгое время и большое количество по­вторений. На занятиях ЛФК у детей выявля­лось снижение мышечной силы, замедлен­ность реакций, нарушение темпа произволь­ных движений, слабость и неустойчивость дифференцировок. При более выраженных формах умственного недоразвития трудными для выполнения оказывались даже простые двигательные акты.

У детей, как мы уже говорили, отмечались речевые нарушения. Сенсорные нарушения характеризовались недостаточным понима­нием словесных инструкций, несформированностью конструктивного праксиса, недо­статочным удержанием инструкции в памяти (акустико-мнестические расстройства). Мо­торные нарушения проявлялись в форме фонетико-фонематических и лексико-грамматических расстройств.

Таким образом, у детей с отклонениями в умственном развитии выявляется весь ком­плекс сенсомоторных, речевых и интеллекту­альных расстройств. Для компенсации и кор­рекции сенсомоторных нарушений в школе проводятся занятия по лечебной физкульту­ре. Они особенно важны для учеников на­чальных классов, так как оказывать коррекционное воздействие на моторные функции лучше в этом возрасте. (В медицинских уч­реждениях ЛФК проводится преимуществен­но для преодоления соматических заболева­ний: частых ОРЗ, пневмонии, дискинезии, на­рушения осанки и др.).

Перед учителем, ведущим лечебную физ­культуру в специальной школе, стоят следую­щие задачи:

развитие общей и мелкой моторики;

укрепление ослабленных мышц и стимуля­ция двигательных функций;

работа над преодолением координацион­ной недостаточности;

работа над формированием пространст­венной ориентации;

приемы по исправлению косолапости и плоскостопия;

профилактика и коррекция нарушений осанки;

нормализация дыхания и профилактика простудных заболеваний.

Для проведения занятий ЛФК в школе есть специально оборудованный кабинет с необ­ходимым инвентарем (пол покрыт ковровой дорожкой, имеются гимнастические палки, большие и малые мячи, обручи, кегли, ска­мейки, тренажеры для ног, велотренажер, детский набор для игры в бадминтон и др.). Помещение, в котором проводится лечебная физкультура, должно содержаться в чистоте, регулярно проветриваться, а ковровые до­рожки нужно систематически пылесосить. Температура воздуха не должна превышать 18 - 20°. Средняя наполняемость группы 6 - 8 человек; это дети, имеющие сходные наруше­ния. Занятия могут проводиться как в сетке учебного расписания, так и вне его.

Урок ЛФК состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части проводятся разминка и общеукрепляющие уп­ражнения. В основную часть включаются спе­циальные упражнения в соответствии с вы­бранной учителем коррекционной методикой, игровые упражнения и игры - все это с уче­том индивидуальных особенностей учащихся. В заключительной части занятия используют­ся успокаивающие упражнения: дыхательные, расслабляющие и т.д.

При проведении физи­ческих упражнений полезно помнить о соблю­дении следующих условий. Надо:

правильно выбрать исходное положение;

предложить необходимое количество по­вторений;

следить за темпом, ритмом, амплитудой движений;

следить за точностью выполнения упраж­нений;

переходить от простых упражнений к бо­лее сложным;

должное значение придавать эмоциональ­ному фактору;

воспитывать у детей умение контролиро­вать себя.

Обухов Сергей Александрович
Физическое воспитание умственно отсталых учащихся с интеллектуальными нарушениями

«Физическое воспитание умственно отсталых

учащихся (с ) »

Подготовили :

С. А. Обухов, педагог-наставник,

учитель физической культуры ,

Иваненко Е. В., учитель адаптивной

физической культуры

Умственно- отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы. У умственно- отсталых детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития , которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию : со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики . Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стёртыми двигательными нарушениями , которые к школьному возрасту скомпенсировались, но проявляются как комплексные нарушения движений при значительной нагрузке. Выявление возможностей умственно отсталого ребёнка и коррекция дефектов его развития требует специальных методических приёмов. Физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития учеников , отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.

Опыт показывает, что умственно- отсталые дети способны адаптироваться в бли-жайшем для них окружении, что, безусловно, является показателем и результатом их общего психического развития, в том числе и интеллектуального .

Физическая культура является составной частью образовательного процесса учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) . Она решает образовательные, воспитательные , коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным , нравственным, эстетическим, трудовым обучением, и занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории учащихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует их социальной интеграции .

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) в процессе приобщения их к физической культуре , коррекции недостатков психофизического развития , расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Основные задачи изучения предмета :

– коррекция нарушений физического развития ;

– формирование двигательных умений и навыков;

– развитие двигательных способностей в процессе обучения;

– укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

– раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребёнка для освоения до-ступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

– формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упраж-нений ;

– формирование познавательных интересов , сообщение доступных теоретических сведений;

воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями ;

воспитание нравственных , морально-волевых качеств (смелости, настойчивости) . навыков культурного поведения.

Коррекция недостатков психического и физического развития с учётом возрастных особенностей обучающихся предусматривает :

– коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

– формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной дея-тельности.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физи-ческого развития , повышение двигательной активности, восстановление и совершенствова-ние психофизических способностей , профилактику и предупреждение вторичных отклоне-ний. Коррекционно-развивающие и образовательные задачи решаются на одном и том же учебном материале, но имеют отличия. для образовательных задач характерна высокая сте-пень динамичности, так как они должны соответствовать программному содержанию обуче-ния. Коррекционно-развивающим задачам свойственно постоянство, так как они решаются на каждом занятии. Физическая культура для детей с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями ) является одной из эффективных форм их социализации, представ-ляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей , коррек-ции нарушений их развития .

Программа по физической культуре и адаптивной физической культуре составлены с учётом особенностей физического развития , моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности умственно- отсталых детей интел-лектуальными нарушениями ) . Материал программы даёт возможность оказывать как избира-тельное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащихся , так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения. Про-грамма учитывает особенности познавательной деятельности умственно- отсталых детей . Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся , способствует их умственному развитию , обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание . Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание программ отражено в разделах : «Гимнастика» , «Лёгкая атлетика» , «Подвижные и спортивные игры» . Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.

Программой предусмотрены следующие виды работ.

– беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоро-вья и коррекции нарушенных функций ;

– выполнение физических упражнений на основе показа учителя;

– выполнение физических упражнений под словесную инструкцию учителя;

– самостоятельное выполнение упражнений;

– занятия в тренирующем режиме;

– развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, лёгкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.

Знания о физической культуре

Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности) . Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий : опрятность, аккуратность. . Физическое развитие . Осанка. Фи-зические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупрежде-ние травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия : физическая культура , физическое воспитание .

Гимнастика

Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимна-стических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия : колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.

Практический материал.

Построения и перестроения.

Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения) : ос-новные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого поя-са; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования пра-вильной осанки; укрепления мышц туловища.

Упражнения с предметами : с гимнастическими палками; флажками; малыми обруча-ми; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг) ; упражнения на равнове-сие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной диффе-ренцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.

Легкая атлетика

Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомле-ние учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с пра-вильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.

Практический материал :

Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук : на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук : вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.

Бег. Перебежки группами и по одному 15 – 20 м. Медленный бег с сохранением пра-вильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с вы-соким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.) . Быстрый бег на ско-рость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения : бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча) . Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги» . Прыжки в высоту способом «перешагивание» .

Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Про-извольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Ме-тание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.

Подвижные игры

Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во вре-мя игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником) . Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу)

Практический материал :

– Подвижные игры;

– Коррекционные игры;

– Игры с элементами общеразвивающих упражнений : игры с бегом; прыжками; лаза-нием; метанием и ловлей мяча, построениями и перестроениями;

Спортивные игры

Баскетбол.

Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом.

Влияние занятий баскетболом на организм учащихся .

Практический материал.

Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Останов-ка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя рука-ми на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя рука-ми в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача. Подвижные игры на основе баскетбо-ла. Эстафеты с ведением мяча.

Волейбол.

Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, пре-дупреждение травматизма при игре в волейбол.

Практический материал.

Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.

Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.

Настольный теннис.

Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований. Тактика парных игр.

Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева, справа, прямые с вращением мяча. Одиночные игры.

Основной формой работы по физическому воспитанию в школе является урок. Каж-дый урок планируется в соответствии с основными требованиями : постепенное повышение нагрузки в упражнениях и переход к концу урока к успокоительным упражнениям; чередо-вание различных видов упражнений (гимнастических, легкоатлетических, игровых) ; подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся .

Урок состоит из четырёх этапов : вводный, подготовительный, основной, заключи-тельный. Этапы урока методически должны быть связаны между собой. К каждому тапу подбираются упражнения и сочетаются в таких пропорциях, чтобы обеспечить всестороннее воздействие на учащихся . Достижение названных целей и задач, решение проблем во время занятий происходит за счёт правильного выбора структуры лечебно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих технологий, как совокупности приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса .

Структура занятий строится с учётом методических положений с использованием со-временных методов обучения : словесного инструктирования, совместного действия ребёнка и педагога, движения в игровой форме под музыкальное сопровождение с осуществлением индивидуального подхода. Цель уроков – содействовать развитию у учащихся внимания , памяти, мышления, пространственных и временных ориентировок, воспитывать чувство товарищества, навыки культурного поведения, дисциплину.

На уроке применяются специальные педагогические приёмы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности детей : обучить названию движений и исходных положений, предлагать запоминать комбинации упражнений, различение движений по темпу, объёму, плавности. Широко применяются упражнения, которые требуют чёткой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений : метание в цель, подбрасывание мяча, бросание мяча об пол, о стену так, чтобы он отлетел на заданное расстояние, перебрасывание мяча в шеренгах, прыжки на точность приземления, упражнения в равновесии; игры, требующие точности движений. Внедрение в практику физического воспитания указанных средств и приёмов содействуют не только коррекции недочётов двигательной сферы, но и интеллектуальной деятельности .

Необходимо учитывать проведение занятий на свежем воздухе. Помещение, отведён-ное для занятий, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, оборудовано современным спортивным инвентарём, пособиями, аптечкой первой помощи.

Физическое воспитание , кроме уроков физической культуры , включает мероприятия по соблюдению режима дня, внеклассную, внешкольную физкультурную работу. Внекласс-ная работа – это одна из форм педагогического процесса, которая способствует выявлению одарённых учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нару-шениями ) . Организация внеклассной работы (спортивные праздники, «Весёлые старты» , соревнования различного уровня, Специальная олимпиада) позволяет развить спортивные способности детей с учётом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаний , стремлению работать, развивать свою одарённость. Ни одна из форм работы не даёт таких широких возможностей для проявления способностей, так как сочетает тематическую спортивную олимпиаду и соревнование, беседу и диалог, индивидуальные задания и работу в группе, где формируются коммуникативные навыки.

Возможность сочетания различных методов, способов, приёмов и форм при проведе-нии мероприятий способствует повышению эффективности обучения и воспитания .

Технологии коррекционно-развивающего образования, здоровьесберегающие, игро-вые, личностно-ориентированные, индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход широко применяются при организации образовательного процесса на уроках физической и адаптивной культуры, внеклассной работы. При системно-деятельностном подходе учитель должен владеть технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы . У учащихся формируется контрольно-оценочная деятельность (они сами оценивают свою деятельность на уроке, умение находить причины затруднений, определять, что ещё не усвоено на уроке, задачи и тему урока определяют сами учащиеся при помощи учителя , задающего при этом наводящие вопросы и задания.

Результативность усвоения программного материала оценивается по динамике разви-тия физических качеств , которые корригируются и совершенствуются в процессе обучения, степенью усвоения умений и навыков и переносу их в свободную самостоятельную деятель-ность. Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское психолого-педагогическое обследование, определение уровня физической подготовленности и двига-тельных возможностей, уровня развития психических процессов обучающихся.

При систематическом целенаправленном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей, наличии рабочих и индивидуальных программ по физической культуре и адаптивной физической культуре , комплексном применении здоровьесберегающих техноло-гий – положительная динамика реальна.

Методическая литература

1. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко-отсталыми детьми : Обучение и воспитание умственно отсталых детей . – Москва, 1960.

2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью . /Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия» , 2003.

3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.

4. В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. М.: «ВАКО» , 2004.

5. Г. П. Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обуче-ния. – М.: «Т Сфера» , 2009.

6. В. С. Кагорова. Книга учителя физической культуры . – М.: «Физкультура и спорт» , 1973.

7. А. М. Митяева. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: «Академия» , 2008.

8. И. М. Бгажнокова. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта . Про-граммно-методические материалы. /Под ред. к. п. н., профессора И. М. Бгажноковой. – Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос» , 2013.

Умственная отсталость - следствие поражения головного мозга. Для нее характерны нарушение познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и личности ребенка в целом.

Познавательные процессы

Дети с нарушением интеллекта испытывают меньшую потребность в познании, чем их остальные сверстники.

Жизненный опыт этих ребят крайне беден, представление об окружающей действительности неполное, порой искаженное.

Новый материал они усваивают только после многократных повторений.

Восприятие

Иногда сложность восприятия информации происходит из-за недостатков речи и из-за того, что эти дети плохо видят или слышат. Но и при хорошем зрении и слухе у таких ребят нарушена обобщенность восприятия.

Им надо больше времени, чем другим, чтобы понять картинку или текст. Им бывает трудно выделить главную мысль, осознать связь между частями, персонажами.

Дети с умственной отсталостью часто путают графически похожие буквы, цифры, предметы, сходные на слух звуки, слова и т.п.

Их восприятие пассивно: они не умеют вглядываться, самостоятельно рассматривать иллюстрацию, им требуется постоянное понуждение.

Такие дети плохо ориентируются во времени и пространстве. Им бывает нелегко распознавать последовательность событий («раньше», «позже»), определять время на часах, дни недели, сезоны. Часто даже в 8-9 лет они не могут найти свой класс, туалет, школьную столовую.

Такие ребята поздно начинают различать цвета; особую проблему для них представляют оттенки.

Мышление

Мыслительные процессы таких детей замедленны.

Мыслят они только на уровне конкретных понятий, абстрактное мышление им не свойственно.

Дети с умственной отсталостьютрудно понять отвлеченные связи между предметами, явлениями, которые не основаны на непосредственном восприятии, отношения между частями объекта. А значит, они не могут составить представление о предмете в целом.

Анализируя какой-либо объект, они могут пропускать ряд его важных свойств, выделяя лишь самые заметные части.

Им нелегко найти различия в похожих вещах и общее - в различающихся. Например, сравнивая ручку и карандаш, они говорят: «Похожи тем, что длинные, и кожа у них одинаковая». Младшему школьнику тяжело сопоставить два подобных предмета по величине, объему, весу. Чтобы это удалось, нужно дать их ему в руки, приложив один к другому.

Такие ребята не могут оценивать свою работу, часто не замечают в ней ошибок, плохо контролируют собственные действия. Обычно приступают к заданию, не дослушав до конца инструкции, не имея внутреннего плана действия.

Память

Дети с умственной отсталостьюлучше запоминают внешние, иногда случайно попавшие в поле зрения признаки. Для них сложно не столько сохранить информацию, сколько ее воспроизвести. Воспроизведение отличается бессистемностью из-за непонимания логики событий.

У них позже, чем у других, формируется произвольное запоминание.

Им свойственна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.

Воображение таких ребят характеризуется фрагментарностью, неточностью, схематичностью, несовершенством мыслительных операций.

Речь

Причина речевых проблем - в нарушении взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. У этих детей замедленны условные связи речеслухового анализатора. Потому они медленнее различают звуки, не всегда дифференцируют слова окружающих, отсюда и недостаточное восприятие и понимание информации.

Так как развитие их речевой моторики (так же как и общей) замедленно, запаздывает и формирование артикуляционных движений.

Активный словарь таких ребят гораздо беднее пассивного; речь младших школьников состоит в основном из существительных и глаголов; прилагательные, наречия, союзы встречаются редко. Они часто называют одним словом сходные предметы. Например, и пальто, и шуба, и плащ у них «пальто».

У детей с умственной отсталостью отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, одежда, фрукты, овощи). В начальных классах они используют мало слов, обозначающих признаки: цвет - красный, синий, зеленый, желтый; величина - большой, маленький; вкус - сладкий, горький.

Внимание с умственной отсталостьюнедостаточно устойчиво

Дети с умственной отсталостью трудно сосредоточиваются на каком-то одном объекте или виде деятельности.

Им нелегко распределять и переключать внимание.

Особенно страдает произвольное внимание. Это связано с тем, что, как правило, при возникновении затруднений они не пытаются их преодолеть и бросают работу. Если же занятие интересно и по силам, оно поддерживает внимание ребенка, не требуя от него большого напряжения.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоции детей с умственной отсталостью не имеют оттенков переживаний, неустойчивы (радость без особых причин может смениться печалью, смех - слезами). Их переживания неглубокие, поверхностные. У некоторых поведенческие реакции бывают неадекватными. Для подобных детей типичны как повышенная возбудимость, так и выраженный эмоциональный спад (эйфория, дисфория, апатия). Их волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, большой внушаемостью. В работе они предпочитают легкий путь, без особого напряжения. Из-за непосильности требований у некоторых развиваются негативизм, упрямство.

У этих ребят отсутствуют самостоятельность, целеустремленность, инициативность.

Деятельность

Умственно отсталые дети приступают к работе без предшествующей ориентировки в ней, не руководствуясь конечной целью; в результате они часто уходят от правильно начатого выполнения действий.

Навыки простого чтения и письма у них развиваются очень медленно.

Личность

Интересы и мотивы поведения таких ребят примитивны, среди них преобладают элементарные физиологические желания (сон, еда и пр.). У этих детей снижены общая активность и потребность в коммуникации. Им нелегко строить отношения с остальными людьми. Их поведение стереотипно, характеризуется отсутствием гибкости. У них с трудом формируются понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.

Полезная игра

Несмотря на многочисленные отклонения, умственно отсталые дети способны к обучению. Специальные педагогические приемы и методы ориентированы на положительные возможности ребят и максимальное преодоление (или ослабление) их недостатков.

Занятия ЛФК с использованием элементов игры направлены не только на физическое развитие, но и на совершенствование познавательной деятельности. Игра помогает ребятам раскрепоститься, выразить свои чувства, стимулирует у них интерес к занятиям. Они с удовольствием выполняют упражнения, «превращаясь» в различных животных и других сказочных персонажей. Таким образом у детей развивается воображение. Игра также содействует формированию внимания, мышления, памяти. Ведь школьникам необходимо понять задачи урока, смысл указаний педагога. Побуждение ребят отвечать на вопросы способствует осознанию ими своих действий и вместе с тем развитию речи, обогащению словаря. А дружеский диалог между взрослым и детьми создает позитивный эмоциональный фон.

Комплексы упражнений для коррекции осанки для умственно отсталых детей на занятиях ЛФК.

1. Ходьба с мешочком гороха на голове в коридоре (ширина — 1 м., длина — 10 м.).

упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе.

1 — поворот туловища вправо, правую руку в сторону;

3 — то же в лево

ОРУ — способствующие расширению грудной клетки

3.И. п. — лёжа на животе, принять правильную осанку (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии).1-Перевести кисти рук вперёд, 2 — положить их друг на друга под подбородок.3-4 одновременно приподнять руки, грудь не отклоняя в сторону, удерживать туловище в данном положении 3-5 сек.

симметричные упражнения, корригирующие осанку.

4.И. п. — лёжа на животе, руки под подбородком.

1 — отвести правую ногу в сторону;

2 — приподнять голову и грудь с одновременным вытягиванием рук вверх;

3 — 4 — возвратиться в и. п.

То же с левой ноги.

асимметричные упражнения, корригирующие осанку.

5.И. п. лежа на спине, согнуть руки в локтях с упором на локти, согнуть ноги в коленях с упором на стопы.

1-2 опираясь на стопы и локти, прогнуться, приподнять таз.

3-4 вернуться в и. п.

Упражнения для мышц брюшного пресса

6.И. п. — лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Приподнять голову и плечи,

руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение 3-7 счетов.

Упражнения для мышц спины

7.И. п. — О.С., руки в стороны.

1 — движение прямой ногой вперёд;

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. ИГРА «Пингвины».

Дети строятся в 2 колонны. У каждого играющего по одному мешочку с горохом. По сигналу педагога первые игроки зажимают между колен мешочек и прыгают на двух ногах до финишной черты на расстояние 5 м. Затем они берут мешочек в руки и бегут к игрокам второй пары и т.д. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

9.И. п. лежа на спине, дыхание спокойное, ноги согнуты в коленях.

1 — Расслабить правую руку и предплечье, и кисть свободно поднять вдоль туловища.

2 — То же, с левой рукой;

3 — Расслабить правую ногу;

4 — То же, с левой ногой.

Упражнения в расслаблении, способствующие

формированию правильной осанки.

10.И. п. сидя на полу, ноги скрестно, спина прямая.

1-2 Руки вверх над головой, голову откинуть назад, сделать вдох;

3-4 Руки опустить вниз на пол перед собой, туловище согнуть, сделать выдох.

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. — стоя на четвереньках с опорой на кисти и колени. Ходьба на четвереньках по ковру, гимнастической скамейке.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

Основные методики артпедагогики и арттерапии, используемые в специальном образовании
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: — с нарушениями речи - заикающимися (Е.Ю.Рay, Ю.Б.Некрасова); — аутичными (О.С.Никольская); — с проблемами в эмоционально.

Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
Проблема развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию волнует не только научных работников, но и практиков, работающих в дошкольных учреждениях. По данной теме изучен опыт работы О. Сухининой, воспитателя детского сада №1667 ГУВД г. Москва. Дошкольное учреждение.

Сущность деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников
В настоящее время система профориентационной работы педагога дополнительного образования включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию. 2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная н.

www.faireducation.ru

Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, зарабатывать, выполняя несложную, но важную работу.

Задача коррекционных занятий

Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:

  1. Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
  2. Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить пространственное мышление.
  3. Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
  4. Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
  5. Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
  6. Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
  7. Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.

Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.

Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.

zdorovyedetei.ru

Упражнения развития умственно отсталых детей

В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии.

Она предназначена учителям-дефектологам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям. Может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов.

Перед педагогическим коллективом специальных учреждений для детей раннего и дошкольного возраста, отстающих в умственном развитии, стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры, которым и посвящена настоящая книга. Некоторые игры взяты из других методических пособий по воспитанию детей дошкольного возраста, но задачи, содержание и методика их проведения даны с учетом особенностей развития, воспитания и обучение дошкольников с нарушением интеллекта.

Значение занятий с умственно-отсталыми детьми

Значение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей 9-10 лет, нуждающихся в корректировке умственного развития

Рядом со здоровыми детьми живут и развиваются дети с физическими и умственными дефектами. Благодаря современным методикам диагностики и различным программам раннего развития, дети с особенными потребностями никак не отличаются от своих сверстников. Более того, в чем-то они могут достичь даже больших результатов. Например, в творчестве или спорте. Все зависит от того, как окружение ребенка будет на него влиять и какие грани его Личности оживут, определяя его интересы или дальнейшую судьбу.

Дети с нарушением умственного развития в наши дни представляют одну из многочисленных категорий среди всех нозологий. Детям с ограниченными интеллектуальными возможностями тяжело осваивать общие программы в учебных заведениях, а специфичность эмоционально-личностной сферы определяет и особенный процесс адаптации в социуме. От разных состояний интеллектуальных нарушений и потенциальных способностей зависит весь процесс реабилитации (как физической, так и психологической, социальной).

Роль родителей в коррекционном процессе

Успех воспитательно-образовательного процесса зависит не только от раннего выявления недуга, но и от правильной оценки возможностей и способностей ребенка, его психологических особенностей. Именно поэтому роль родителей сложно переоценить. Ведь именно они могут наиболее точно оценить потенциальные возможности своих детей и обеспечить систематическое, целенаправленное и комплексное взаимодействие педагогов, врачей и воспитателей, обеспечив тем самым позитивную динамику.

У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается слабый интерес и замедляется скорость обучения. Таким деткам гораздо сложнее осваивать новый материал и общественный опыт (например, навыки поведения в городском транспорте или магазине). Процессы восприятия, памяти, внимания и мышления протекают и формируются медленнее, чем у сверстников, и обладают особенными характеристиками. Собственно говоря, эти характеристики в сочетании с индивидуальными чертами характера ребенка и определяют выбор той или иной коррекционной и развивающей методики. Вторичными нарушениями считают отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, которые усложняют работу многим специалистам, отвергнутыми ребенком без малейших видимых причин.

У детей с легкой умственной отсталостью преимущественно сохранено конкретное мышление. они разбираются в практических ситуациях, ориентируются на кого-либо (чаще всего родители или старшие братья, сестры). Уровня интеллекта обычно достаточно для развития бытового мышления, для нормального трудового и профессионального роста, относительной адекватности и самостоятельности в повседневном окружении.

Активизировать и стимулировать умственную деятельность ребенка, способствовать развитию его эмоционально-волевой сферы, расширять круг коммуникативных навыков и умений, а также навыков сотрудничества могут не только специалисты, но и родители. Конечно, в полном объеме провести коррекцию любого нарушения невозможно, но активизировать определенные процессы и снять эмоциональное напряжение у ребенка – вполне реально.

Корректирующие методики и упражнения

В основе большинства методик коррекции и развития способностей детей с легкой умственной отсталостью лежит одна база, к которой относятся такие виды работы, как расслабляющие упражнения, развитие моторики, коммуникативные и подвижные игры, а также упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Зная их, можно с легкостью вплетать элементы занятий в повседневную жизнь ребенка, тем самым ускоряя и приближая появление позитивных изменений в его поведении и мышлении.

Простыми в организации и проведении, но очень действенными являются следующие упражнения:

1. Расскажи о себе!

Рассказывайте ребенку о себе и предлагайте ему продолжить предложения:

— Я (какой?)
— Я люблю
— Я мечтаю

2. Что-то здесь не то

Предложите ребенку Вас исправить и найти ошибки:

— Зимой цветут поля и сады, греет солнышко
— Летом холодно и все бегут купаться на речку
— Мышка чуть не поймала кота, но он от нее убежал и лает из будки

Разместите на столе разные предметы, чтобы получилась небольшая путаница. Возьмите около 15-20 предметов разного назначения. Например, посуду и мелкие предметы одежды, украшения и ванные принадлежности. Предложите ребенку назвать вещи и сказать для чего они используются, вместе разложите вещи на свои места.

4. Чем отличается

Предложите ребенку пары рисунков (или пары предметов) и спросите, чем они отличаются:

— табурет и стульчик
— яблоко и груша
— блюдце и тарелка
— стакан и чашка

5. Мешочек с подарками

Опишите один из предметов, который лежит в мешочке (необходимо подготовить заранее мешочек и 5-10 предметов: например, игрушек), а потом предложите ребенку найти его на ощупь.

6. Задания для послушных пальчиков

Повторите с ребенком следующие упражнения:

Река – имитируйте волны: ладошки в горизонтальном положении;
Лодочка – пальцы вместе, ладошки сомкнуты в горизонтальном положении;
Черепаха – пальцы рук сомкнуты в замок, большие пальцы соединены и имитируют голову черепахи;
Рыбки – ладошки вертикально ребром, пальцы вместе, имитация плавания рыбок;
Улитка – одну руку положить на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их, накрыть руку ладошкой второй руки.

Стоит отметить, что даже при полном сотрудничестве ребенка с взрослым. не стоит его перегружать. Оптимальной длительностью занятия является 45 минут. Системный подход позволит в короткие сроки увидеть повышение уровня развития процессов мышления и общих интеллектуальных способностей, развития коммуникативных навыков, улучшения состояния общей и мелкой моторики. Так, при ежедневном включении хотя бы 15-минутных занятий положительные изменения будут видны уже через месяц.

В последнее время особую актуальность приобретает разработка вопросов, связанных с применением таких коррекционных технологий, которые бы позволили школьникам с проблемами в развитии не только получить определенный объем знаний, умений и навыков, но и повлекли бы за собой истинное развитие ребенка. Именно такую возможность предоставляет становление у детей с нарушением интеллекта координационных способностей .

Координационные способности (КС) могут рассматриваться как один из важнейших компонентов двигательных способностей. Согласно определению Л. П. Матвеева (2008), это способность человека управлять движениями и действиями, согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения поставленной цели . Особенно важно формирование таких способностей для детей с умственной отсталостью, которые по физическому развитию, как правило, значительно отстают от здоровых сверстников. Причем это отставание зависит не только от органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) и наличия вторичных нарушений, но и является следствием вынужденной гипокинезии. Психомоторное недоразвитие проявляется во всех областях двигательной сферы. С. Б. Нурзулаев (2002) отмечает, что для умственно отсталых детей характерны нарушения основных движений (ходьбы, бега, прыжков), низкий уровень развития физических качеств, нарушения координационных способностей, несформированность точных и согласованных движений частей тела и пальцев рук . Согласно исследованиям Горской И. Ю. возрастные темпы прироста всех видов КС умственно отсталых детей имеют ту же динамику, что и у здоровых школьников, но с отставанием на 2–3 года. Большинство сенситивных периодов развития КС приходится на диапазон 9–12 лет .

По мнению З. И. Кузнецовой (2006) КС определяются подвижностью и уравновешенностью ЦНС, степенью зрелости и индивидуальным строением отдельных областей коры головного мозга, свойствами анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного), продуктивностью процессов восприятия, памяти, мышления . А именно эти биологические и психические функции у детей с умственной отсталостью имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию, в первую очередь, между функциями двигательного аппарата и деятельностью систем, обеспечивающих работу мышц, что затрудняет освоение сложнокоординационных двигательных действий .

Таким образом, развитие КС является важной составной частью процесса физического воспитания в коррекционной школе и требует комплексного подхода в выборе средств и методов решения коррекционно-развивающих задач.

С учетом всего вышесказанного тема нашей работы Развитие координационных способностей у детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости является актуальной.

Цель: определить эффективность использования специально подобранных упражнений для развития координационных способностей у детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Объект исследования: урок адаптивной физической культурой детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: упражнения для развития координационных способностей.

Гипотеза исследования: предполагаем, что использование подобранных нами упражнений на уроке АФК в начале основной части в течение 10 минут позволит повысить уровень развития координационных способностей детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Проанализировать роль координационных способностей в адаптивном физическом воспитании;

Оценить уровень развития координационных способностей детей 10-11 лет со слабой степенью умственной отсталости;

Выявить эффективность специально подобранного комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; тестирование; педагогический эксперимент; математической статистики.

Исследования проводились в несколько этапов. Iэтап — проводился в период сентября-октября 2014 года.Целью этого этапа было проведениеанализа и обобщение педагогической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования. Проводился анализ программ по адаптивному физическому воспитанию, и продумывались варианты внедрения комплекса по развитию координационных способностей. В конце первого этапа был проведён первый констатирующий эксперимент, целью которого было определение исходных показателей координационных способностей (КС) испытуемых.

IIэтап – проводился с ноября 2014 года по апрель 2015 года. Цель этого этапа – проведение формирующего эксперимента. В течение этого периода испытуемые – 8 учеников 2-го класса коррекционной школы 8 вида занимались в течение 5 месяцев упражнениями специально подобранными нами для развития координационных способностей.

Средства для развития КС для детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости на уроках адаптивной физической культуры

На уроках АФК возможно наиболее многообразное и эффективное совершенствование всех видов КС. При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию. Программой по АФК предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Решение задач адаптивного физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, с детьми с легкой степенью умственной отсталости приводит к тому, что они:

Значительно быстрее и на высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

Постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);

Испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения разнообразных движений.

Нами были подобраны специальные средства по развитию КС (таблица 1), их выполнение мы планировали на первую половину основной части занятия, в течение 8-10 минут.

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Дата публикации : 30.04.2014 2014-04-30

Статья просмотрена: 2436 раз

Библиографическое описание:

Сизова Л. Н. Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 752-754. — URL https://moluch.ru/archive/65/10694/ (дата обращения: 19.06.2018).

Умственная отсталость - это состояние заторможения или неполного умственного развития, для которого характерны расстройства в области познавательных возможностей, речи, двигательных и социальных возможностей. Отсталость в двигательном развитии проявляется из расстройств в области восприятия мира, с которым не связано отставание физического развития. Примитивные действия у ребенка ведут к возникновению первичных форм конкретного мышления (двигательного мышления).

Большой раздел физического воспитание детей отводится гимнастическим упражнениям. Гимнастика - это раздел, который может разнообразить и оказать благоприятное воздействие на организм, позволяющий корректировать и следить за изменениями в состояние здоровья умственно отсталого ребенка. У умственно отсталых детей, часто бывают нарушения связанные с дыхательным аппаратом, которые можно корригировать при помощи дыхательных упражнений в сочетании с гимнастическими. Например, дыхательная гимнастика: «Куры»:

Можно понюхать фрукт: яблоко или апельсин. Приносила на занятие: по 4 фрукта, так как занимаюсь с подгруппой (4–5 человек детей). Дети с увлечением выполняют эти упражнения, окунаясь в них с головой, с удовольствием. Можно нюхать цветы (я давала искусственные, яркие подсолнухи) потому что занятие проходило зимой, также может быть аллергия у ребенка. Приносила стаканчики одноразовые и трубочки, пытались делать «шторм на море», можно надувать мыльные пузыри, дуть на пластмассовые шарики, мячи маленького диаметра, сдувать «снежинки» с ладошки. У нас в детском доме еще есть парашют, один 5, другой 7 метров, который мы тоже использует для дыхательных упражнений. Все происходит в форме игры.

У умственно отсталых детей происходят нарушение в развитии основных двигательных способностях, которые отстают от нормально развивающего ребенка, это проявляется во всем. Основных групп мышц туловища, быстроты, выносливости, координации, скоростно - силовых качеств, подвижности суставов. У этих детей локализация органических поражений в центральной нервной системе, которая приводит к недоразвитию моторики. Чем выше уровень поражения, тем грубее двигательные расстройства.

В связи с физическими недостатками детей необходимо учитывать двигательные нагрузки в развитие общей моторики. У умственно - отсталых детей происходит отставание в росте, в весе от принятой возрастной нормы: в телосложение, нарушены пропорции, осанки. Умственно отсталые дети нуждаются в дозированной нагрузке, индивидуальном подходе, они не могут выполнять гимнастические упражнения требующие больших двигательных усилий, так как это приводит к возбуждению нервной системы. Поэтому, подбирая для занятия физические упражнения нужно включить задания на работу опорно- двигательного аппарата, мышечные группы и системы, дыхательную гимнастику, корригировать недостатки развития ребенка. Давать гимнастические упражнения можно, начиная с элементарного построения, необходимо выполнять которые на каждом занятии. Построение в шеренгу, я корригирую по ориентирам: конусам, кубикам, флажкам, резиновым «блинчикам», а с маленькими дошкольниками, по игрушкам. Также можно использовать линии разметки. Сначала ввожу материал по показу, позже использую словесную инструкции, так они запоминают свои места. После этого по показу происходит обучение: на носках, пятках, по ориентирам. Ходьба в строю. Ходьба и бег оказывают большое тренировочное воздействие на мышцы всего тела. Умственно отсталые дети при ходьбе часто сутулятся, топают, шаркают ногами, видна не ритмичность движения. Имитационная ходьба легче усваивается детьми, они с удовольствием подражают походке кошке, медведю (животным). Большинство двигательных навыков можно представить, как игровые. Эти навыки помогут научиться новым игровым приемам, а игра, в свою очередь, поможет освоить новые умения, то есть в этом процессе одно способствует развитию другого. Особенно, если движение сопровождаются текстом (стихами).

Умственно отсталым детям тяжело соблюдать дистанцию между собой. Можно, этот материал давать в форме игры.

Например, игра: «Паровоз», когда дети стоя в колонну, держатся за гимнастическую палку одной рукой, с равным промежутком друг от друга (учитель «сажает» детей в вагончики), так они идут по кругу соблюдая определенную дистанцию между собой. Или стоя друг за другом, положив руку на плечи впереди стоящему, начинают взмах руками («Птички летают»). После этого мы строимся, делаем круг (взявшись за руки) и начинаем по показу выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения. Мои детки любят особенно упражнения с предметами, которые совершенствуют пространственную ориентировку, развивают мелкую моторику. С их помощью значительно расширяется диапазон движений и развитие двигательных функций, совершенствуется координация движения рук (кисти и пальцев). Упражнения с предметами быстрее вырабатывают двигательный стереотип и образование межмышечных связей. Например, упражнения с мячами, начинаю вводить при помощи больших фитбольных мячей. Детям легче их прокатывать, бросать и ловить. После того, как навык закреплен, даю мяч меньшего диаметра. После этого отрабатываю метание, у детей при выполнении этих упражнений развивается мелкая моторика, глазомер, меткость; ребята учатся правильному захвату мяча.

Общеразвивающие упражнения, которые относятся к гимнастике, оказывают корригирующий и оздоровительный эффект, который непосредственно влияют на осанку, тренирует вестибулярный аппарат, развивает сердечно - сосудистую систему. Большая часть гимнастических упражнений является мощным профилактическим средством различных нарушений у умственно отсталых детей. Как на физическом уровне, так и влияет на психические процессы, на их интеллект. Происходит положительная динамика, пусть не у всех детей, пусть хоть немного, но она есть. Я это вижу по результатам срезов, которые мы проводим осенью и весной. Бег и ходьба- это циклические упражнения, динамического характера. Во время бега в работу вовлекаются почти все группы мышц.

Умственно отсталым детям нравится преодолевать полосу препятствий - это практическое пособие в лазании и перелезаний, в котором задействуются мышцы плечевого пояса и туловища, это средство для развития координации и равновесия. В работе, мне помогает спортивный комплекс «Жук», в котором есть горки, проходы через модули и сухой бассейн. Дети в нем лазают на четвереньках, вверх и вниз, с увеличением угла наклона. Также использую его при коррекции пространственной ориентировки.

Гимнастические упражнения присутствуют и в играх, в которые дети с увлечением вовлекаются. Подвижные игры, которые одновременно воздействуют на физическое состояние и заполняют эмоциональную сферу ребенка. Подвижные игры я «переделываю» под своих детей. Игра «мышеловка», которую используют в обычных детских садах; я изменила движения, текст остался прежним.

Ах, как, мыши надоели!

Все погрызли, все поели,

Берегитесь же, плутовки!

Доберемся мы до вас!

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети не бегают через «мышеловку», а вместе с учителем водят хоровод (учитель произносит текст сам, так как многие из моих детей не говорят). После чего, останавливаясь, ребенок, который хочет (сообразит быстрее) берет игрушку - мышку в руки и обнимает ее. Ребенок при этом получает положительный, эмоциональный настрой, который способствует доброжелательному отношению друг другу и к окружающим, способствует повышение двигательной активности детей, побуждает к игре. Упражнения необходимо выполнять со средней интенсивностью.

Таким образом, учитель должен знать данные врачебных осмотров, знать состояние здоровья своих воспитанников, в связи с этим планировать свою работу. На занятии наблюдать за ребенком, как он себя чувствует после выполнения упражнения. Главное, не навредить, а помочь и активизировать двигательную активность ребенка.

1. Частные методики адаптивной физической культуры (Текст): учебник/ под общ.ред проф. Л. В. Шапковой.- М.: Советский спорт,2007.-608 с.: ил.

2. Лопухина И. Л.. Логопедия. Ритм. Речь. Движение. С.-П.,Дельта,1997

Статьи по теме